Лицензия оформляется только тем заявителям, которые имеют на это право и соответствуют нормам, которые специально подготовлены для желающих обрести статус страхового брокера. Чтобы успешно пройти проверку и получить документ на работу, нужно предоставить документы из следующего списка:
- Заявление на оформление лицензии. Составлять его нужно в соответствии с требованиями, чтобы оно было принято и рассмотрено. Нормы на написание заявления сформированы органом страхового надзора с декабря 2011 года. Ранее заявители ориентировались на условия другого учреждения — страхового регулирования. Под органом страхового надзора подразумевается Федеральная служба, направленная на финансовые рынки. Ее руководством занимается непосредственно Правительство РФ. Раньше этим органом являлась Федеральная служба, специализирующаяся на страховом надзоре, которой руководило Министерство финансов. Заявителю нужно опираться на нормы заполнения прошения, указанные в Положении о требованиях не только к заявлению, но и к документам, сведениям, которые предоставляет соискатель для получения лицензии.
- Предоставить документ о регистрации заявителя в качестве юридического лица, или ИП. Под документом подразумевается свидетельство о регистрации юридического, свидетельство о регистрации ИП. Здесь есть нюанс, касающийся наличия или отсутствия образования юридической специализации. Если физическое лицо не имеет такого образования о профессиональном направлении, свидетельство регистрации ИП выдается с указанием об отсутствии юридического образования. Документ нужно предоставлять в виде копии с нотариальным заверением.
- Документы для юридического лица. Соискатель должен предоставить бумаги учредительного характера. Ввиду специфики деятельности, не все юридические лица получают право заниматься работой страхового брокера. Это могут делать только коммерческие организации. В качестве учредительных документов нужно предоставить устав, учредительный договор. В зависимости от деятельности и специализации юридического лица заявитель может предоставить оба документа или выбрать только один в соответствии с особенностями работы предприятия. На основании учредительных договоров действуют хозяйственные товарищества, а уставы выдаются производственным кооперативам, хозяйственным обществам, предприятиям со статусом унитарных, государственных или муниципальных. Документы учредительного типа нужно прилагать в виде копий с нотариальным заверением.
- Образцы договоров, которые нужны для занятий страхового посредника. Органы страхового надзора регулируют нормы, требования, которым должны соответствовать эти документы. Это необходимость для получения лицензии, хотя такое указание может показаться не нужным или даже абсурдным. Но здесь нужно учитывать несколько важных факторов. В любые договоры в процессе работы вносится много изменений, дополнений, которые хочет видеть клиент. Особенно, если действия выполняются по принципам соблюдения свободы договора и условий договора. Заявителю нужно понимать, что изначальные образцы нужно предоставить для получения лицензии, но в последующем, когда потребуется вносить изменения, каждый раз брокеру нужно оповещать орган страхового надзора об этом в заданный срок (30 дней).
- Свидетельства, которые подтверждают квалификацию заявителя в этой сфере деятельности, который является индивидуальным предпринимателем с соответствующей регистрацией. Нужно предоставить также документы, которые будут подтверждать квалификацию в профессиональной деятельности некоторых работников будущей страховой службы. Чтобы получить лицензию на деятельность страхового брокера, необходимо обязательно документально подтвердить квалификацию и соответствие другим требованиям самого субъекта-соискателя, а также его руководящих сотрудников. Руководители и юридическое лицо должны быть постоянными жителями страны, иметь высшее образование экономического или финансового направления (предоставить подтверждающие документы), а также иметь опыт работы в страховой сфере (срок должен быть не меньше двух лет).
Такие же требования предъявляются к страховщику, главному бухгалтеру, но к стажу предъявляются более строгие указания (обязателен опыт работы по своей специальности, но не просто в сфере финансов, получен должен быть в страховой или перестраховой, брокерской компании, которая работала и была зарегистрирована в РФ).
Для получения лицензии не нужны иные документы, только те, которые были указаны в перечне выше. Просить предъявить другие в дополнение к ним орган страхового надзора не может, так как это будет не в его праве. Но в рамках этих документов, указанных в перечне, может запрашивать дополнительную информацию о них в компании, организации для удостоверения в их подлинности (но только в границах своей компетенции).
Документы проверяются, и заявитель получает уведомление о том, что они приняты в обработку, если нет причин для отказа или дополнения пакета за отсутствием бумаг. Орган имеет ограниченный срок, в который на него налагается обязательство вынести решение о выдаче или отказе в предоставлении лицензии. Он составляет 120 дней. После принятия решения органу нужно сообщить заявителю о разрешении или отказе на выдачу документа за 5 дней. Если с течением времени было необходимо вносить изменения в документы учредительного характера, образцы договоров, информацию о квалификации некоторых сотрудников, брокеру нужно об этом известить в письменной форме (не позднее, чем через 30 дней).